ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение иностранного языка на базовом уровне в
старшей школе[1] направлено на дальнейшее развитие сформированной в основной
школе иноязычной коммуникативной
компетенции в совокупности таких ее составляющих как:
речевая компетенция – развитие
у школьников коммуникативных умений в четырех основных видах речевой
деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение,
выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче
информации, а также использовать иностранный язык на основе междисциплинарного подхода
как средство формирования
целостной картины мира;
языковая компетенция – овладение старшеклассниками
новыми языковыми единицами в соответствии с отобранными темами и сферами
общения, что должно привести к увеличению объема языковых единиц; развитие
навыков оперирования этими единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция –
увеличение
объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование
умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике,
формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и
страны изучаемого языка;
учебно-познавательная
компетенция – развитие
общеучебных и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную
деятельность по овладению иностранным языком, а также удовлетворять с его
помощью познавательные интересы в других областях знания.
Средствами учебного предмета
продолжается развитие и воспитание
школьников, а именно:
·
обеспечивается развитие
способности и готовности старшеклассников к самостоятельному и непрерывному
изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью, к
использованию иностранного языка в других областях знаний;
·
формируется способность к самооценке
через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках;
·
стимулируется личностное самоопределение
учащихся в отношении их будущей профессии, их социальная адаптация; формируются
качества гражданина и патриота.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ
Предметное
содержание речи
Социально-бытовая
сфера. Повседневная жизнь, быт,
семья. Межличностные отношения. Здоровье и забота о нем.
Социально-культурная
сфера. Жизнь в городе и сельской
местности. Научно-технический прогресс[2]. Природа и
экология. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи. Страна/страны
изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия
по своей стране и за рубежом.
Учебно-трудовая
сфера. Современный мир профессий. Планы на будущее, проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в современном мире.
Виды речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование владения всеми видами диалога на
основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального
общения.
Для ведения диалогов различных видов предусматривается
развитие
следующих умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему,
осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое
отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Монологическая речь
Совершенствование
владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с
увиденным/прочитанным, сообщения по ходу работы над проектом.
Для этого предусматривается развитие следующих умений: делать
сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме, кратко
передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем
окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о
фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности
жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
Аудирование
Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной
степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а
также содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и
длительности звучания:
-
понимания основного
содержания несложных аудио- и видеотекстов монологического и диалогического
характера: теле- и радиопередач на актуальные для подростков темы; выборочного
понимания необходимой информации в функциональных текстах (рекламе, объявлениях).
-
относительно полного
понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных
ситуациях повседневного общения.
Для этого предусматривается развитие следующих умений: отделять
главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять
свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую
информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных
текстов различных жанров: публицистических, научно-попу-лярных (в том числе
страноведческих), художественных, функциональных, а также текстов из разных
областей знания (с учетом межпредметных связей):
-
ознакомительного
чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, обзоров, репортажей,
отрывков из произведений художественной литературы, публикаций научно-познавательного
характера;
-
изучающего чтения
– с целью полного и точного понимания информации функциональных текстов
(инструкций, рецептов, статистических данных);
-
просмотрового/поискового
чтения – с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из
текста статьи, проспекта, буклета.
Для этого предусматривается развитие следующих умений: выделять
основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать
возможные события/факты; раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
понимать аргументацию; извлекать
необходимую/интересующую информацию; определять свое отношение к прочитанному.
Письменная
речь
Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты,
формуляры различного вида; излагать сведения о себе в форме, принятой в стране
/странах изучаемого языка (автобиография/резюме); составлять план, тезисы
устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
Для этого предусматривается развитие следующих умений: расспрашивать
в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных
фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои
планы на будущее.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
Овладение учащимися следующими языковыми знаниями и
навыками (рецептивными и продуктивными).
Орфография
Совершенствование орфографических навыков, в том числе
применительно к новому языковому материалу.
Произносительная
сторона речи
Совершенствование слухо-произносительных навыков, в
том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая
сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического
минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и
ситуации общения. Этот минимум включает
в себя также оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие особенности культуры страны/стран
изучаемого языка.
Расширение потенциального словаря за счет овладения
новыми словообразовательными моделями, интернациональной лексикой.
Развитие соответствующих лексических навыков.
Грамматическая
сторона речи
Расширение объема значений изученных грамматических явлений:
видо-временных, неличных и неопределенно-личных форм глагола, форм условного
наклонения, объема использования косвенной речи (косвенного вопроса, приказания
/побуждения). Согласование времен. Развитие соответствующих грамматических навыков.
Систематизация изученного грамматического материала.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Развитие страноведческих знаний и
умений, основанных на сравнении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого
языка. Увеличение их объема за счет новой тематики и проблематики речевого
общения, в том числе межпредметного характера.
КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ
Совершенствование
следующих умений: пользоваться языковой и
контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; прогнозировать содержание
текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода
(подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);
игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание
основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в
процессе устноречевого общения.
УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ
Дальнейшее развитие общеучебных
умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний:
использовать двуязычный и одноязычный словари и другую справочную литературу,
ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте, обобщать информацию,
фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из
различных источников на изучаемом иностранном языке.
Развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства,
отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для
уточнения понимания иноязычного текста.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В
результате изучения иностранного языка на базовом уровне в старшей школе ученик
должен
знать
·
значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа
обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики,
реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран
изучаемого языка;
·
значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме
(видо-временные, неличные и неопределенно-лич-ные формы глагола, формы
условного наклонения, косвенная речь / косвенный вопрос, побуждение и др.,
согласование времен);
·
страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики
речевого общения;
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в области говорения
·
вести диалог,
используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения
(в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, своих планах;
участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/ прослушанным иноязычным
текстом, соблюдая правила речевого этикета;
·
рассказывать о
своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики;
представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;
в области аудирования
·
относительно
полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных
ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать не- обходимую
информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных
(объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж),
соответствующих тематике данной ступени обучения;
в области чтения
·
читать
аутентичные тексты различных жанров: публицистические, художественные,
научно-популярные, функциональные, используя основные виды чтения
(ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной
задачи;
в области письменной речи
·
писать личное
письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой
в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;
владеть
способами познавательной деятельности:
·
применять
информационные умения,
обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний: ориентироваться в иноязычном
письменном и аудиотексте, выделять, обобщать и фиксировать необходимую
информацию из различных источников, в том числе из разных областей знаний;
·
понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих
особенности иной культуры;
·
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, перифразом;
прогнозировать содержание текста по его заголовку и/или началу; использовать
словарь, текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы).