|
||
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная
записка Статус документа Примерная программа по английскому языку
создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального
общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает
условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также
определяет предметное содержание речи, на котором целесообразно проводить
обучение. Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ,
но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения
учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Структура документа Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую
характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его
изучения, основные содержательные линии; Основное
содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам
курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу. Общая характеристика учебного предмета Изучение иностранного языка в
общеобразовательных учреждениях страны начинается со II класса. Учащиеся данного возраста характеризуются
большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать
основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий
по сравнению с учащимися других возрастных групп. В свою очередь, изучение иностранного
языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников,
что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке;
развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений
учащихся. Деятельностный характер предмета
«Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего
мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую
деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста
(игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные
межпредметные связи. Основное
назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной
компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное
и межкультурное общение с носителями языка. Английский
язык как учебный предмет характеризуется: -
межпредметностью
(содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей
знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
-
многоуровневостью
(с одной стороны, необходимо овладе-ние различными языковыми средствами,
соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с
другой – умениями в четырех видах речевой деятельности); -
многофункциональностью
(может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых
различных областях знания). Являясь
существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством
передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников
целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень
гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее
социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного
мира. Иностранный
язык расширяет лингвистический кругозор уча-щихся, способствует формированию
культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом
проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию
основ филологического образования школьников. Основные содержательные линии Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй –
языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и
умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной
линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой
результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование
коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также
навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.
Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше
сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции
неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии
взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета
«Английский язык». Цели
обучения В
процессе изучения английского языка реализуются следующие цели: ·
формирование
умений общаться на английском языке с уче-том речевых возможностей и
потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в
говорении, аудировании, чтении и письме; ·
развитие
личности, речевых способностей, внимания, мышле-ния, памяти и воображения
младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению английским языком; ·
обеспечение
коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому
миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования
английского языка как средства общения; ·
освоение
элементарных лингвистических представлений, дос-тупных младшим школьникам и
необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке; ·
приобщение детей
к новому социальному опыту с исполь-зованием английского языка: знакомство
младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским
фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание
дружелюбного отношения к представителям других стран; ·
формирование
речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а
также их общеучебных умений. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения иностранного
языка на этапе начального общего образования, в том числе во II, III, IV классах по 2 часа в неделю. При этом примерная
программа предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 10%
(20-22 часа) для реализации авторских подходов, использования разнообразных
форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и
педагогических технологий. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности На данной ступени обучения предусматривается развитие
общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах:
умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на
языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ
языковых явлений – звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и
предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по
аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной
тематики; умение списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а
также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в
соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования
орфографических, лексических или грамматических навыков; умение пользоваться
двуязычным словарем учебника, в том числе транскрипцией. Результаты обучения представлены в
Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три
компонента: знать/понимать – перечень
необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также
группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание (204час) Предметное
содержание речи[1] Знакомство. Моя
семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии). Любимое домашнее
животное. Мой дом/квартира/комната.
Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки,
одежда. Мои друзья (имя, возраст, внешность,
характер, увлечения, семья) – не менее 35% учебного времени. Времена
года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Выходной день (в
зоопарке, цирке), каникулы – 15%
учебного времени. Моя школа/ классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы – 10% учебного времени.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название,
столица, крупные города), литературные персонажи популярных детских книг,
небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки) – 30%
учебного времени.
Речевые умения[2]
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях
повседневного об-щения, а также в связи с прочитанным или прослушанным
произведением детского фольклора: диалог этикетного характера- уметь
приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться,
попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться;
диалог-расспрос- уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?;
диалог-побуждение к действию- уметь обратиться с просьбой и выразить готовность
или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем
диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны. Соблюдение элементарных норм речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний:
рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с
опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз. Слушание (аудирование). Восприятие и
понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на
уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок,
рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую
догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты. Чтение. Чтение вслух небольших текстов,
построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в
словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов,
содержащих только изученный материал, а
также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте
необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие).
Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов – примерно 100 слов
(без учета артиклей). Письмо и письменная речь. Списывание
текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.
Написание с опорой на образец поздравления, короткого
личного письма.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение) Графика и
орфография. Все буквы
английского алфавита, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции. Основные правила
чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в
активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение
на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм
произношения : долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких
согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед
гласными. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях,
союзах, предлогах), членение предложений на смысловые группы.
Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и
вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений. Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие
ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических
единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие
устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы
речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Начальное представление о способах
словообразования: аффиксации (например, существительные с суффиксом -er,-or),
словосложении (postcard), конверсии
(play – to play). Интернациональные
слова (например, doctor, film). Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы
предложения: повествовательное вопросительное, побудительное. Общий и
специальный вопрос, вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок
слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Предложения с
простым глагольным сказуемым (She speaks English.),
составным именным (My family is big.) и составным глагольным (I like to play. He can skate well) сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Don’t be late!)
формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold. It’s five o’clock.). Предложения с оборотом there is/there are. Простые
распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с
сочинительными союзами «and» и «but». Правильные и неправильные глаголы в Present, Future, Past Simple (Indefinite). Неопределенная форма глагола. Глагол-связка to be. Вспомогательный
глагол to do.
Модальные глаголы can, may, must, have to. Существительные в единственном и
множественном числе (образованные по правилу, а также исключения) c неопределенным, определенным и нулевым артиклем.
Притяжательный падеж существительных. Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные
по правилу, и исключения. Местоимения: личные (в именительном и объектном
падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this/these, that/those).
Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20. Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, into,
to, from, of, with.
Требования к уровню
подготовки оканчивающих начальную школу В
результате изучения английского языка ученик должен знать/понимать ·
алфавит, буквы,
основные буквосочетания, звуки изучаемого языка; ·
основные правила
чтения и орфографии изучаемого языка; ·
особенности
интонации основных типов предложений; ·
название
страны/стран изучаемого языка, их столиц; ·
имена наиболее
известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого
языка; ·
наизусть
рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме); уметь ·
понимать на слух
речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой
на зрительную наглядность; ·
участвовать в
элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность,
приветствие); ·
расспрашивать
собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на
вопросы собеседника; ·
кратко
рассказывать о себе, своей семье, друге; ·
составлять
небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу; ·
читать вслух
текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила
произношения и соответствующую интонацию; ·
читать про себя,
понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5 с.), доступных по
содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным
словарем; ·
списывать текст
на английском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в
соответствии с решаемой учебной задачей; ·
писать краткое
поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец; использовать приобретенные знания и
коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ·
устного общения с
носителями английского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития
дружелюбного отношения к представителям других стран; ·
преодоления
психологических барьеров в использовании английского языка как средства
общения; ·
ознакомления с
детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы
на английском языке; ·
более глубокого
осознания некоторых особенностей родного языка. |